Средство Макропулоса – это театр

Театр – величина постоянная. Вернее сказать, вечная. По форме и содержанию она меняется в соответствии со временем. А вот по возрасту с ним могут потягаться многие виды искусства. Можно предположить, что театр родился одновременно с наскальными рисунками, когда человеку захотелось запечатлеть сцены жизни в движении, в изображении.

Фантазировать или шутить на эту тему можно сколько угодно. Между тем, переживая все свои временные метаморфозы, искусство лицедейства постоянно возвращается в свои идеологические, этические, эстетические рамки, продолжая нас воспитывать, учить жизни, развлекать и образовывать.

Классика вечна

Человеку свойственно совершенствоваться, искать и находить новые формы мироощущения. И это правильно, это хорошо. Ведь благодаря этому развиваются наука и техника, изменяется мир вокруг нас. А уже время делает своё дело, отсекая, отшелушивая всё ненужное, ошибочное, лишнее.

То же происходит и с искусством. Я не считаю себя ретроградкой, во всём люблю прогресс. Но, когда происходят перегибы в театральном искусстве, проделавшем большой путь в советское и постсоветское время, когда сталкиваются стили и идеи на сценах ведущих театров страны, такие явления не могут не задевать общество. Хотя… Спектакли с откровенными и бесстыдными сценами, с эпатажным издевательством над классикой всё-таки находят своего зрителя. Но радует, что многие просто уходят из зала, видя, например, в «Войне и мире», как это было в питерской «Мариинке», Пьера Безухова в ушанке с одним ухом, гробы, танки и противогазы на сцене и Элен в образе, стесняюсь сказать, шлюхи и наркоманки.

Экспериментируют все и везде – в столицах и провинциях, боясь «отстать от времени», угождая непритязательному вкусу меньшинства, не побоюсь этого слова. Вот потому я несказанно рада за наш ТЕАТР – театр Лесного. На всех подмостках города – достойные коллективы. Да, это не профессиональные актёры, но под руководством профессионалов. (Не беру сейчас во внимание постановщиков с однодневным юмором). Тем ценнее их труд, тем благодарнее зритель, нашедший здесь свой театр, своих кумиров.

И слава Богу, что в Лесном не прижился разовый опыт случайного режиссёра, когда на сцене всеми любимого «Современника» героинями сцены стали вдруг, как сегодня их называют, «девушки с низкой социальной ответственностью». Зритель это пережил как детский насморк. И сегодня наш ТЕАТР продолжает радовать зрителя хорошими работами.

Театр начинается… не с вешалки! С идеи!

С такими мыслями я шла домой в День работника культуры и накануне Дня театра после юбилейного вечера Народного музыкально-драматического театра СКДЦ «Современник». С ощущением лёгкости и в приподнятом настроении.

Правда, получилось, как в настоящий праздник – отдохнули. За 65 лет театр взрастил целую плеяду актёров, воспитал не одно поколение зрителей. И каждые пять лет он отмечает свой юбилей. Таким образом, мы помним всех наших ветеранов сцены, каждый раз вспоминаем режиссёров театра, их работы, чествуем действующих актёров и с удовольствием смотрим эпизоды из любимых спектаклей.

На этот раз режиссёр НМДТ Сергей Рудой, возглавляющий театр 15 лет и сам прослуживший в нём около полувека, чуть отступил от традиции и показал день сегодняшний своего коллектива – чем живут актёры взрослого и детского его составов.

Театр начинается с вешалки? Пожалуйста! Войдя в массивные двери нашего храма искусств, 25 марта вы сразу попадаете в творческую атмосферу: вас приветствуют артисты, читающие строки великих о театре, на манекенах можно увидеть одежду героев сцены, на театральной тумбе – прочитать афиши, отражающие многолетнюю деятельность театра. А на главной лестнице вас приветствуют милые гномы с фонариками в руках, напоминая о том, что о начале главного действа возвестит звонок.

В фойе второго этажа тоже кипит театральная жизнь: зрители позируют в фотозоне, по залу кружат юные артисты детской студии «Просцениум», а на нескольких видеоэкранах демонстрируются кадры съёмок спектаклей прошлых лет и сегодняшних дней – честь и хвала тем, кто создаёт и хранит архив театра! Зритель, пришедший пораньше, смог подольше задержаться у каждого экрана и увидеть дорогие и знакомые лица тех, кто, увы, уже никогда не поднимется на сцену, и тех, ещё молодых тогда, кто сегодня уже сделал себе имя на сцене театра.

Юбилейное закулисье

Главной фишкой юбилейного представления в большом зале стала «генеральная репетиция» мероприятия, на которую попадаем мы, зрители. Причём проходит она без главного режиссёра – Сергей Иванович «задерживается, бегает по делам». Он появляется только в конце действия, давая команду к началу прогона. А до этого актёры «Юбилейного закулисья» демонстрируют свои таланты: декламируют монологи, читают стихи, танцуют с зеркалами, поют песни… При этом они называют друг друга реальными именами. Только когда узнаёшь сцены из знакомых спектаклей, понимаешь, что всё это – путешествие актёров в их прошлое, мечты и их реализация, роли, которые они любят.

Вся работа, а это их работа на сцене, проделана с такой любовью к театру, к своему делу, что не перестаёшь удивляться, неужели это любительский театр, а не профессиональный?

Татьяна Боброва, Анна Кайбелева, Оксана Леонтьева, Наталья Берсенёва, Елена Герлах, Татьяна Алтухова, Татьяна Никитина, Наталья Паримчук, Ирина Екимова, Зинаида Кузнецова, Мария Еловскова, Сергей Сыров, Артём Пьячев – представлен был каждый, а по аплодисментам можно было судить, насколько зрителю знаком и любим тот или иной актёр. Овациями отмечено появление на сцене Натальи Поротниковой, которая на девятом десятке лет прекрасно владеет и голосом, и вниманием зрителей. Актёры считают её своей звездой, легендой, оберегом театра.

С особой теплотой был встречен выход детской студии «Просцениум» с его мастер-классом. Но никак нельзя не отметить блестящего ведущего вечера Владимира Андреева, актёра студии, который с лёгкостью иллюзиониста сплетал воедино между собой всё происходящее на сцене – весёлое и грустное, смешное и серьёзное.

Это только по сценарию отсутствовал на сцене режиссёр. На самом деле во всём ощущалась его рука. Сергей Рудой, в свою очередь, по традиции, заведённой им самим, в заключение вечера поблагодарил всех, кто помогал сделать представление ярким, музыкальным и технически привлекательным – свой «невидимый фронт».

Браво, НМДТ!

Какой юбилей без награждений и поздравительных речей? А ещё театр получил подарки и цветы от официальных лиц и благодарных зрителей.

– 65 лет – для театра это эпоха, а для Народного театра Лесного это эпоха, связанная с историей города, с историей очень многих поколений лесничан. Наш театр действительно живой, действительно народный, действительно родной для каждого из нас, – подчеркнула в своём поздравительном выступлении заместитель главы администрации Лесного по вопросам образования, культуры и спорта Елена Виноградова и пожелала юбиляру дальнейшего развития, процветания, новых премьер и полных зрительных залов.

Илья Иванов, начальник отдела культуры, также тепло отозвался о коллективе, его режиссёре, отметив магию театрального искусства, которым владеет НМДТ и успешно передаёт от поколения к поколению, сохраняя искренность и мастерство.

…Занавес закрывается, в зале гаснет свет. Волнение актёров унимается не сразу. Но зритель этого не видит – он уже думает, какими новыми работами нас порадует театр.

Вера Макаренко

Источник — газета «Вестник» (№13, 30.03.2023)

Пролистать наверх