«Я узнаю цену счастью»

Зачем люди ходят в театр? Развлечься, отдохнуть душой, увидеть любимых актёров, прожить чужую жизнь, просто хорошо провести время или прикоснуться к прекрасному. Всё имеет место быть. А вот почему люди лицедействуют на сцене – тому могут быть миллионы причин. Мы же для себя выделяем из актёров и режиссёров самых талантливых, кому хочется верить, на кого хочется смотреть.

Когда идёшь на постановку Сергея Рудого, будь то взрослый или детский спектакль, всегда ожидаешь встречу с чем-то умным и философским, от чего нет послевкусия пустоты, а наоборот, появляется желание покопаться в своих ощущениях, с кем-то обсудить, проверить себя, правильно ли понял трактовку режиссёра, всё ли услышал, что хотели сказать актёры.

Впечатления от увиденного у людей могут быть разными. Но, думаю, никто со мной не станет спорить о том, что постановки режиссёра НМДТ СКДЦ «Современник» носят поучительный характер и, как правило, несут в себе смысловую, нравственную нагрузку. Кто-то скажет: «Ну, опять Рудой мудрствует, не может поставить что-нибудь лёгкое, весёленькое». Да, у него даже комедийные персонажи заставляют задумываться, а то и заплакать. Ну, такой вот у него принцип, стиль, если хотите – во всё вкладывать глубокий смысл, иначе театр в его понимании просто перестаёт иметь значение и выполнять важную – воспитательную – роль.

Вот и на этот раз, взяв за основу своей новой работы с детской театральной студией «Просцениум» самое знаменитое произведение Антуана де Сент-Экзюпери, Сергей Иванович написал сценарий по его мотивам и поставил спектакль, вложив уже в название особый смысл: «Маленький принц. Скрытые истины». В эти выходные состоялась его премьера в малом зале «Современника».

Хочу признаться, эта непростая философская сказка-притча меня когда-то в детстве совсем не впечатлила своими заумными рассуждениями, множеством персонажей, неизвестно где обитающих и рассуждающих о непонятных тогда для меня вещах. Возможно, книга попала ко мне в руки слишком рано. Но сегодняшнее юное поколение настолько стремительно развивается, так умеет рассуждать на серьёзные, казалось бы, не совсем детские темы, что, пожалуй, не зря это произведение включено в сборник хрестоматии для начальной школы.

Очень бережно по отношению к авторскому тексту Сергей Рудой выделил моменты повествования в отдельный рассказ, художественно оформил его. И вот уже публика, заворожённая музыкой, песочной графикой на экране, необычной световой партитурой и интересной сценографией, а главное игрой юных актёров, оказывается почти на час во власти звёздных миров, где живут своей жизнью персонажи отчасти взрослой сказки – каждый по-своему счастливый, по-своему одинокий, по-своему мудрый.

Надо отметить, что ребята, актёры «Просцениума», заметно повзрослели с последней нашей встречи. Они удивляют вдумчивостью, взвешенным произношением каждого слова, отсутствием лишних движений. Маленький принц (Владимир Андреев) – любознательный юноша со множеством вопросов и собственных рассуждений. Роза (Анна Веретенникова) – нежное, женственное, капризное создание, требующее к себе внимания и любви. Неподражаемый румянощёкий Король (Антон Пьячев) – «всея своей планеты», мечтающий о безграничной власти. Чудаковатый Фонарщик (Артём Грищенко), добросовестно выполняющий свою миссию. Грациозная, коварная, но снисходительная к Принцу Змея (Анна Журавлёва) и мудрый Лис (Владислав Мирончук), раскрывающий перед своим желаемым другом жизненные истины…

Все герои так или иначе являются носителями одной науки – о добре, любви и дружбе, что так важно прививать людям с детства – и на всю жизнь. Как часто мы проходим мимо чужого одиночества, не задумываемся над мелочами и порой слышим только самих себя. Об этом и ещё о многом интересном поведал нам театр «Просцениум» своей постановкой, которая не оставит равнодушными ни взрослых, ни детей.

О работе над спектаклем Сергей Рудой рассказывает:

– К сценической версии повести мы приступили с августа прошлого года. В течение всего длительного репетиционного процесса мы с ребятами много читали, размышляли, импровизировали, фантазировали о каждом персонаже, о его природе, психологии, индивидуальности. Для меня важно было, чтобы юные актёры поняли, осмыслили своих героев, полюбили их и вложили в них особый философский смысл. У каждого героя есть своя музыкальная тема. За песочную графику огромное спасибо Анастасии Майгуровой, педагогу детской школы искусств, она очень органично вписалась в спектакль. Вообще, это в том числе колоссальная командная работа всех творческих и технических работников СКДЦ.

Премьера – это всегда волнительно. Это праздник всей студии театра, ведь на сцене работал весь её состав: кто играл, кто менял декорации. Поэтому цветы от зрителей в этот день и сладкий приз от администрации города – для всех ребят.

Вера Макаренко

Источник — газета «Вестник» (№11, 17.03.2022)

Пролистать наверх