Знаете ли вы, что народный танец может рассказать и показать всю многовековую и многообразную историю общества, в котором он зародился? Ведь в нём – художественный образ народа. Вот почему народный танец – герой сцены, вечное откровение – так притягивает: он – эпохальный пласт, а мы, когда им наслаждаемся, наблюдая ли, участвуя ли, сами того не замечаем, как пробуждаем в себе глубинные корни предков.
«Малахит»
Она создала свой ансамбль народно-сценического танца и традиций национальной хореографической культуры восемь лет назад. И назвала его «Малахит». Вот именно потому, что оберег он, как считают на Урале. И крыши веками красили «толчёнкой» из этого чудесного камня не только для красоты и крепости окраса, а больше спокойствия и уверенности для: «под малахитом жить – здоровому, богатому быть».
И крепко угадала с названием. Оно настолько органично вплелось в суть и творчество коллектива, что другого и не надо. Да и не к лицу серьёзным, возрастным участницам-танцорам (самым старшим в коллективе – по 69 лет) современные аббревиатуры в названии применять: смех, да и только. Сердцевина у них другая. Исконная. Такая, что до глубин, до сердца доходит, душу всю переворачивает, а ноги так и тянет в пляс. И ещё: наша, уральская, суть-то.
Сейчас танцевальный ансамбль Оксаны Дубровиной (СКДЦ «Современник») – один из самых титулованных творческих коллективов Лесного. В марте 2020 года он получил звание лауреата Национальной премии в области культуры и искусства «Будущее России», став победителем отборочного регионального тура в номинации «Народно-сценический танец» в возрастной группе старше 28 лет.
Конкурс прошёл онлайн. Видео, которое выслали наши участники, получило очень высокую оценку жюри, были приятные отклики, руководитель проекта Анатолий Акиньшин даже признался, что «потерялся и засомневался», какой из двух наших танцев выбрать, советовался с коллегами, В итоге члены жюри приняли танец «Как по горкам».
А главное – пришло приглашение участвовать в финале конкурса в Москве. Но пандемическая обстановка поменяла планы. Принято новое решение: финал пройдёт в столице 28-30 апреля. В финале выступят отобранные оргкомитетом участники из России, стран СНГ и Европы.
А 1 мая в Государственном Кремлёвском дворце состоится (вместе с традиционным гала-концертом) церемония награждения победителей, на которую имеют шанс попасть и лесничане.
Труд и вдохновенье
В копилке коллектива – победы в десятках городских, региональных, всероссийских и международных фестивально-конкурсных проектах. Самые дорогие – Гран-при на региональном фестивале «Родная Русь» (Красноуральск, 2015 год), лауреатство двух степеней (первой и второй) и пятилетнее участие в «Осеннем очаровании» – фестивале пенсионеров Свердловской области, гала-концерт лучших во Дворце Народного Творчества в Екатеринбурге, двойное лауреатство (первой степени) и Гранпри на Международном фестивале в Санкт-Петербурге (2019 г.), Гран-при VI Фестиваля православной культуры и традиций малых городов и сёл Руси «София-2020». И теперь – вот эта весомая победа в Национальном проекте с таким перспективным названием – «Будущее России».
– Есть резон двигаться вперёд? – спрашиваю Оксану Феликсовну.
– Разумеется, – отвечает она. – Мы и не собирались останавливаться. В нашем арсенале – хороводы, кадрили, плясовые, неплохие хореографические композиции в стиле родного, уральского фольклора, есть в стиле казачьего танца. Готовим новую программу.
– Казачьи, наверное, трудно танцевать без мужчин в составе? Нет ни прыжкового полёта, задорного посвиста, газырей, гиканья и всего этого задора, демонстрации силы и воли, так?
– Вы правы, конечно. В отличие от русского женского танца (того же бытового), с его скромностью, женский казачий – более энергичный и свободный. Танцорки буквально летают по сцене, в их движениях – смелость и даже дерзость. Наш танец яркий, весёлый, в городе его любят. Так что, справляемся с казачьей темой и женским составом.
Я вспомнила, как впервые познакомилась с «Малахитом». В городском парке в разгаре был Вечер отдыха. Тёплый июльский вечер мягким пологом окутал окрестности, солнышко катилось к зениту, мошкара ушла, и звон её сменили громкие крики катающихся на велосипедах, играющих ребятишек. На сцену-ракушку выходил коллектив за коллективом, чтецы, певцы, танцоры, артисты…
Стайка женщин в ярких костюмах и броских головных уборах беседовала тихо в сторонке, ожидая своего выхода. Были они обычные, приветливые, улыбчивые женщины, скромно отказывающиеся что-то рассказывать о себе – «некогда, выход скоро», на вид – лет сорока-пятидесяти, шестидесяти… Но все, как одна, стройные и симпатичные.
А когда вышли на сцену, преобразились молниеносно: прямая спина, задор и лихость, плавность и порыв, движения красивые, рисунок танца неожиданный, а костюмы…
Вот тут-то и раскрылось их национальное богатство: юбки широкие, полётные, с оборкой, а в тон оборки – приталенные блузки с пышными набедренными басочками, подчёркивающими женственность фигуры, а кому и придающими дородность, как носили донские казачки, на головах же – кокошники, такие же яркие.
И династии тоже
– Оксана Феликсовна, в коллективе действительно есть женщины под семьдесят?
– Да, Валентина Марчук и Галина Ягуткина. А как танцуют, вы бы видели! Но основной состав, я бы так сказала, 55+. Дочке моей, Олесе Дорофеевой, 37. И ещё есть парочка её ровесниц (сорок и выше). Ирина Олейник – дочь Валентины Марчук – как видите, династии тоже за восемь лет сформировались. Часть участников занимаются танцами с детства – из 26 человек таких пятеро. Остальные просто любят танцы и народную культуру до исступления. Как я, наверное. Я обожаю своих учениц! Люблю их за верность танцам и народной культуре, за настойчивость, лёгкость и оптимизм. Надежда Розумная, Антонина Кичигина, Елена Воробьёва, Елена Хегай, Елена Лаврентьева… Жаль, что нельзя назвать всех.
– А ведь танцы – это большой труд. И как же возраст?
– Ещё какой труд. У нас пять репетиций в неделю, работаем по 2-4 часа, сначала группами (их две), потом занятия совмещаем. Движения оттачиваем до филигранности, потому что каждый маленький промах – большая ложка дёгтя в общую картину, и все об этом помнят. Когда получили на знаменитом профессиональном Князевском Всероссийском фестивале диплом третьей степени, многие плакали от гордости, и я вместе с ними. Ведь это же было на уровне танцевальных профи! А вы говорите – возраст. Тут о нём не помнит и не говорит никто – резона нет.
Танцами дышать
Оксана и сама своему коллективу настоящий оберег: учитель, наставница, друг, поверенная душа. Где педантично требовательная (как, говорят, Алла Духова в «Тодесе» – да Оксана и похожа чем-то на Духову: улыбчивая, энергичная брюнетка с чудесной улыбкой), где мягкая, уступчивая, романтичная. И очень, очень деятельная.
Танцы она сочиняет сама. Как, впрочем, и разрабатывает, создаёт костюмы, кокошники. Рисунок танца может прийти к ней во сне, во время уборки квартиры или на природе, в кинотеатре… Где угодно. Она живёт движениями, их убедительностью и заложенной в них мыслью, историей. Она в них действительно растворяется.
– В древнем хороводе, – рассказывает Оксана, – славяне в вихре движения заряжались совместной коллективной энергией, высвобождая негативную и очищаясь таким образом. Народы Кавказа видели в хороводе спайку силы, мужества, коллективного противостояния.
Плясовая – особая форма разрядки, отдыха и здоровья. И особая танцевальная лексика.
Вообще, суть русской пляски – проявление души через тело. Душа ведь, как огонь, должна заняться, разойтись, загудеть охотой. Без охоты – какой пляс?!
Но когда речь заходит о том, какое здоровье приносят танцы, как они расслабляют мышцы, успокаивают и перестраивают психику, «малахитовцы» даже не хотят обсуждать столь приземлённую компоненту. Танец для них – философия. Они участвуют в его создании вместе со мной, продлевают ему жизнь, возвращая всякий раз на новую ступеньку современности и раскрываясь каждая как личность. Как и я, дышат танцами, живут ими. И это здорово!
Хочу добавить: мы не одиноки. С нами – художественный руководитель СКДЦ «Современник» Марина Валентиновна Исламова, заведующий костюмернопошивочным отделом Ольга Викторовна Куткина, костюмер Елена Викторовна Соколова. И мы очень благодарны им и всему коллективу СКДЦ за помощь и поддержку. Ну, а ещё с нами горожане. За то, какими аплодисментами и эмоциями встречают наши концерты, можно отдать многое! Спасибо всем!
Остаётся пожелать «Малахиту» выступить всё же в гала-концерте на сцене столичного Дворца и приехать в Лесной «со щитом»!